Лекция Элизабет Рудинеско «Зигмунд Фрейд в своем времени и нашем»

Материал из Наука в РГГУ
Перейти к: навигация, поиск
Российский
государственный
гуманитарный
университет
НАУКА
 

Лекция Элизабет Рудинеско «Зигмунд Фрейд в своем времени и нашем»

12 декабря 2017 года известный французский исследователь психоанализа Элизабет Рудинеско прочитала в РГГУ лекцию «Зигмунд Фрейд в своем времени и нашем». Также состоялась презентация одноименной книги автора, вышедшей недавно в издательстве «Кучково поле». Лекция вызвала особенный интерес у студентов, обучающихся в Институте психологии имени Л.С. Выготского.

El.jpg


Книга «Зигмунд Фрейд в своем времени и нашем» — это монументальное биографическое исследование, основанное на вновь открытых архивных материалах, которое пересматривает жизненный путь философа. Автор утверждает: Фрейд — наследник эпохи Просвещения и романтической традиции. В то время, как большинство европейских ученых основывались в своих исследованиях на изучении фактов и поведения, в своей теории психоанализа Фрейд обращается к литературе и мифологии. Его теория — это коренной пересмотр того интимного, которому дали начало мрачная эпоха Просвещения и черный романтизм. Революция одновременно рациональная и всегда потопляемая подземными потоками миражей, соблазнов — это фрейдовская теория психоанализа, его трактовка сексуальности, в которой находится место и древнегреческому Эдипу, и шекспировскому Гамлету, отмечено в аннотации. Издание, в частности, можно приобрести в магазине «У кентавра».

El1.jpg


El2.jpg


«Хочу поблагодарить вас за приглашение выступить в таком престижном университете, как РГГУ, - с этих слов начала свою лекцию г-жа Рудинеско. – Я постараюсь представить тезисы, которые привели меня к написанию новой биографии Зигмунда Фрейда. Долгое время движение психоанализа привычно игнорировало историю самого Фрейда. Представители международного сообщества психоаналитиков в течение многих лет обращались к легендам и слухам с неким иррациональным мифологическим нарративом по поводу Фрейда. Вот почему, когда стали наконец-то доступны для исследователей архивы Зигмунда Фрейда, а в Интернете появились содержательные публикации и споры, я и решила взяться за этот биографический и исторический труд.

El3.jpg


El4.jpg


Мне кажется, что лучший способ вернуться сегодня к творчеству Фрейда – это заняться изучением истории психоанализа, обратиться к фактам, к эпохе конца 19 века, в которой жил Фрейд. Это начало Первой мировой войны, разгром центральных держав, уничтожение просвещенной Европы нацистами, которые прежде всего уничтожили германоязычный мир. Психоанализ в том виде, в котором его основал Фрейд, трансформировался в нечто иное. Появились школы американского, английского, латиноамериканского, французского психоанализа, также основательно он был внедрен и в советской России до 1930 года, а потом эта школа прекратила свое существование здесь на половину века. Чтобы вернуться к Фрейду, нужно показать, каким образом Фрейд разрабатывал свое учение в контексте эпохи и соотнести этот процесс с основными вехами его жизни. Он всегда полагал: то, что он открывает в бессознательном, предваряет то, что затем в действительности происходит с человеком. Я исхожу от обратного: то, что Фрейд, как ему казалось, открыл, было в сути своей порождением общества, семейного окружения и политической ситуации, смысл которых он мастерски интерпретировал».

El5.jpg


El6.jpg


В ходе лекции Элизабет Рудинеско рассказала, в каком контексте зарождались идеи Зигмунда Фрейда, как влияли на него различные города, профессиональные знакомства, пациенты, коллекции произведений искусства. Она предложила слушателям свежим взглядом посмотреть на его друзей, женщин, детей, на то, как он переживал творческие муки, как страдал от нежелания перебираться в годы аншлюса из Вены в Лондон. Взгляд Рудинеско на Фрейда — это объективный взгляд в контексте времени сегодняшнего, исходя из тех вопросов, которые ставит перед нами совершенно изменившийся мир. Именно поэтому современным студентам эта лекция показалась чрезвычайно захватывающей. Они задали множество вопросов и получили на них подробные ответы.

El7.jpg


В завершение г-жа Рудинеско обратилась к студентам с напутственным словом. «Мне бы очень хотелось, чтобы какой-нибудь докторант, соискатель, исследователь написал бы историю психоанализа в России, потому что пока она не написана. Это богатейший пласт истории, начиная с того, что было до 1914 года, когда психоанализ внедрился во многом благодаря личным контактам Фрейда с русскими учеными. Лу Андреас-Саломе, его соратница и подруга, была родом из Санкт-Петербурга, хотя имела немецкие корни. Далее период Первой мировой войны, 1920-е годы, дискуссии между марксистами о природе фрейдизма, влияние его на кино, сталинская заморозка, официальное осуждение психоанализа, возврат интереса к нему после перестройки – это огромная тема. Хотя я не говорю по-русски, я согласна стать соруководителем такого проекта и содействовать подобной работе. Потому что иначе этим займутся американские историки, которые перепишут историю психоанализа в России. Пусть эту историю русского психоанализа пишут русские!».

В свою очередь, проректор по информационной политике РГГУ А.Э. Титков, выступавший модератором встречи, поблагодарил Элизабет Рудинеско за визит в РГГУ и выразил уверенность в том, что «с ее стороны мы получим хороший диагноз».

Для справки:

Элизабет Рудинеско — французский исследователь психоанализа, профессор истории Университета Париж VII, ученица Цветана Тодорова, Жиля Делеза и Мишеля Фуко, слушательница Парижской школы фрейдизма, основанной Жаком Лаканом, соавтор последней книги Жака Деррида «Завтра…». Книги Рудинеско переведены более чем на 30 языков, она являлась членом редколлегии журнала Poétique, сотрудничает с изданиями Libération и Le Monde.

El8.jpg




©  Российский государственный гуманитарный университет, 1996–2017