Международная научная конференция «Культурно-исторический подход: от Л.С. Выготского – к ХХI веку»

Материал из Наука в РГГУ
Перейти к: навигация, поиск
Российский
государственный
гуманитарный
университет
НАУКА
 

Международная научная конференция
«Культурно исторический подход:
от Л.С. Выготского – к ХХI веку»

14-16 ноября 2017 года в Институте психологии имени Л.С. Выготского РГГУ прошла международная научная конференция «Культурно исторический подход: от Л.С. Выготского – к ХХI веку».

Психконф1.jpg


Психконф2.jpg


Открывая конференцию, директор Института психологии, профессор Т.Д. Марцинковская зачитала приветствия от декана факультета психологии МГУ, вице-президента РАО Ю.П. Зинченко и заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, академика РАО А.Г. Асмолова. Также Т.Д. Марцинковская от имени всех сотрудников и студентов института психологии поздравила профессора В.К. Шабельникова с юбилеем и пожелала ему здоровья и дальнейших творческих успехов в его научной и педагогической деятельности.

Психконф3.jpg


Проректор по научной работе РГГУ О.В. Павленко в своем выступлении пожелала участникам конференции плодотворной работы и успехов в развитии современных концепций культурно-исторической психологии. Она выразила надежду, что результаты работы конференции найдут отражение в коллективной монографии.


Психконф.jpg


Психконф4.jpg


В пленарном заседании приняли участие ученые факультета психологии МГУ им. Ломоносова и департамента психологии НИУ «Высшая школа экономики». В их выступлениях были ярко и креативно представлены новые тенденции в развитии культурно-исторической психологии в различных областях современной психологической науки – методологии, когнитивной психологии, клинической и социальной психологии.

Психконф5.jpg


Психконф6.jpg


В докладе директора департамента психологии НИУ «Высшая школа экономики» М.В. Фаликман «Разум как незавершенный проект: проблематика культурно-исторического конструктивизма» были рассмотрены концепции «нейроархеологии» Л. Малафуриса и теории «культуры как познания, укорененного в среде» Д. Ойзерман.

Психконф7.jpg


Психконф8.jpg


Профессор департамента психологии НИУ «Высшая школа экономики» А.Н. Поддьяков в докладе «Помощь и противодействие обучению и развитию: конфликт ценностей» рассказал о том, как конфликт качественно различающихся систем жизненных ценностей и интересов отражается в содержании образования.

Психконф9.jpg


Психконф10.jpg


Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Е.Т. Соколова в докладе «Не-ментализирующая идентичность в современном транзитивном мире» привела важные и актуальные для современной науки данные о вариантах отклонений в содержании и структуре идентичности у психически больных людей. Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ Е.П. Белинская представила классификацию современных подходов к проблеме идентичности. Сравнительный анализ клинического и социально-психологического подходов к анализу идентичности в контексте понимания ее изменчивости, постоянства, множественности, уникальности и целостности позволил выявить новые грани и в подходе к проблеме идентичности, и в понимании тенденций ее развития.

Психконф11.jpg


Психконф12.jpg


В завершение первой части конференции академик РАО Н.Н. Нечаев в докладе «К проблеме ре-интеграции культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева» представил новый оригинальный подход к анализу двух ведущих теорий отечественной психологии.

Дискуссии о путях развития культурно-исторической парадигмы в психологии, открытиях и классических концепциях продолжались в последующие дни на секциях:

  • Идентичность: вызовы современности;
  • Социальная психология транзитивного общества;
  • Решение актуальных проблем XXI века в логике культурно-исторической психологии;
  • Клиническая психология: вызовы XXI века;
  • Современные тенденции инклюзивного и специального образования: от нарушения – к пониманию;
  • Методология и инновационные технологии в высшей школе;
  • Знаки и символы в живых, психологических и социальных системах.
Психконф13.jpg


Психконф14.jpg


В выступлениях Н.В. Гришиной, О.А. Карабановой, О.А. Тихомандрицкой, В.Р. Орестовой, Т.П. Скрипкиной, Л.Б. Шнейдер, М.С. Гусельцевой, Д.А. Хорошилова было показано, что социальная транзитивность приводит не только к смене ценностей и стереотипов, но и актуализирует экзистенциальные тенденции в развитии личности. Необходимость соотнесения классических и современных концепций была подчеркнута в выступлениях А.Н. Ждан и В.К. Шабельникова. Взаимосвязь изменчивости, тревожности и невротизации людей с социальными изменениями была ярко продемонстрирована в докладах Л.С. Печниковой, Е.Ю. Балашовой, Т.Д. Шевеленковой, Г.А. Мишиной на секциях по клинической и специальной психологии. О том, как новое понимание индивидуальности, в том числе и индивидуальных путей социализации, обучения и развития молодежи и зрелых людей отражается в обучении, в понимании символики на разных уровнях развития психики, было рассказано в выступлениях С.А. Титова, М.М. Мишиной, М.О. Резванцевой, Е.Е. Сапоговой и других участников конференции.

Психконф15.jpg


Психконф16.jpg


В заключение Т.Д. Марцинковская поблагодарила всех участников конференции за их труд. Она подчеркнула, что в выступлениях и дискуссиях были увлекательно и полемично раскрыты позитивные и негативные аспекты развития культурно-исторической психологии в современном транзитивном обществе, а также выразила надежду, что результатом подобных обсуждений станет плодотворное развитие психологической науки.




©  Российский государственный гуманитарный университет, 1996–2017