Международный Форум INDUSTRY 4.0: вызовы образованию будущего

Материал из Наука в РГГУ
Перейти к: навигация, поиск
Российский
государственный
гуманитарный
университет
НАУКА
 

Международный форум «INDUSTRY 4.0:
вызовы образованию будущего»


15 июня в Российском государственном гуманитарном университете при поддержке Департамента образования города Москвы прошел XVIII Международный форум образовательных технологий «INDUSTRY 4.0: вызовы образованию будущего», на котором были представлены новейшие решения в области информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и образовательных технологий для решения задач образования, науки, культуры и бизнеса.

Индастри1.jpg


По традиции, форум открыл ректор РГГУ Е.Н. Ивахненко. Он отметил важность процессов грядущей новой промышленной революции, называемой сегодня Индустрия 4.0. С приветственным словом и докладом «Метазнания XXI века и прикладная математика» выступил директор Института прикладной математики им. М.В. Келдыша А.И. Аптекарев, который рассказал о задачах, стоящих перед современной наукой, и проблемах подготовки будущих ученых. На форуме присутствовал генеральный директор представительства компании Casio в России г-н Т. Нагай – он пожелал участникам форума плодотворной работы и отметил важность партнерских отношений университета с зарубежными производителями высокотехнологичной техники для образования. Форум проходил при поддержке компании Polymedia, и в своем вступительном слове заместитель генерального директора компании Анна Лобанова подчеркнула роль РГГУ как экспериментальной площадки новейших устройств и технологий для высшего и среднего образования.

Индастри2.jpg


С научным докладом выступил директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ С.В. Кувшинов «На пути к конвергенции наук и образования в эпоху Индустрии 4.0». С.В. Кувшинов отметил, что «..изменения в области науки и техники все больше охватывают самые разные стороны жизни: рынок труда, жизненную среду, политические системы,технологический уклад, человеческую идентичность и другие. Вызываемая к жизни экономической целесообразностью и привлекательностью нового качества жизнедеятельности, четвёртая промышленная революция, несёт в себе риски повышения нестабильности и возможного коллапса мировой системы, в связи с чем её наступление воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит дать достойный и адекватный ответ».

Индастри3.jpg


Тема робототехники на форуме звучала многократно, особый интерес вызвало выступление основателя научной школы интеллектуальной роботроники заведующего международной лабораторией информатики, мехатроники, и сенсорики МИНОТ В.Е. Пряничникова, который рассказал о проектах и работах ведущихся по созданию автоматизированных интеллектуальных производств. На форуме в режиме видеоконференции выступил директор Института иностранных языков (ФРГ) К. Вашик с докладом «Европейская наука и образование перед лицом цивилизационного кризиса», в котором убедительно показал тенденции в развитии гуманитарного и инженерного образования в Европе, обрисовал проблемы востребованности в высоко квалифицированных кадрах и падением уровня образования в первую очередь инженеров. Ряд докладов представителей компаний на форуме был посвящен перспективным программно-аппаратным комплексам индустрии 4.0.

Индастри4.jpg


После пленарной части состоялись пять воркшопов Школы-семинара «Образовательные технологии в эпоху Индустрии 4.0».

На воркшопе #1 «Конвергенция наук и проектно-исследовательская деятельность учащихся» под модерацией директора Международного учебно-научного центра перспективных медиа технологий МИНОТ К.В. Харина обсуждались подходы и принципы организации учебно-производственного пространства нового типа, интерактивные трёхмерные столы, мультитач устройства для совместной междисциплинарной исследовательской деятельности и коллаборации, комплексные решения интеграции производственного оборудования и средств отображения информации, особенности подготовки преподавательского состава в цифровых насыщенных средах. Новые компетенции, реализуемые в STEAM центрах. На воркшопе выступили: Воронков Ю.С., ведущий специалист МИНОТ РГГУ - "Проектное освоение истории науки. Новые грани мультидисциплинарной интеграции"; Репях Т.А., учитель истории НОУ "Логос М" - "Воспоминание о будущем: новые подходы к организации сетевой проектно-исследовательской деятельности на базе облачных технологий"; Римкевичус Т., бренд-менеджер компании Полимедиа -«PASCО: новые возможности для STEAM образования»; Ильинский А.С., генеральный директор компании ATBE -«Обучение иностранным языкам онлайн: о самих системах или о построении учебного процесса, его особенностях и оптимизации работы учащихся и преподавателей»; Горовец В.С., директор ЦТПО МГТУ «СТАНКИН» - "Конвергенция в образовании и проектно-исследовательская деятельность учащихся"; Алексеева И.Ю., Никулина Т.В педагоги школа №1631 - «Трансформация образовательного пространства ХХI века».

Индастри5.jpg


Воркшоп #2 «Искусство-наука-технология и создание открытой среды развития» был посвящен обсуждению места цифровых технологий в системе начального и среднего образования; принципов самоэкспертизы и электронных технологий тестирования, тьюторства. Особое внимание было уделено новым подходам к организации учебного процесса с использованием игрового проектирования развивающих технологий, интеллектуальных конструкторов. Модератором выступила ведущий научный сотрудник Института философии РАН Ярославцева Е.И. На воркшопе выступили: Ярославцева Е.И., - Цифровая образовательная индустрия и потенциал современных интеллектуальных технологий в аутопоэзисе человека; Аршинов В.И. д.ф.н., гл.н.сотр. Институт философии РАН- Социоантропология в проекции техносоциосфер в контексте NBIKS конвергенции; Буданов В.Г. д.ф.н., гл.н.сотр. Институт философии РАН - Антропные риски индустрии 4.0.; Чеклецов В.В. к.ф.н. - Блокчейн и децентрализованные автономные организации; Астафьева О.Н., д.ф.н., проф. дир. Центра - «Гражданское общество и соц. коммуникации»; Шлыкова О.В., д.культ.н., проф. - Экспертные сообщества и их роль в формировании методологии развития; Айсмонтас Б.Б. декан ФДО МГППУ - Принцип «такой как все» и освоение цифровых технологий развития и практики на ФДО МГППУ; Майданов А.С. д.ф.н., Институт философии РАН - Модели 3 D как эффективные транслятор эстетической информации; Воронков Ю.С. вед. спец. МИНОТ РГГУ - Сознание и мозг. Возможные перспективы специального образования; Мазурина О.Б. преп. каф. иностранного языка РГГУ - Цифровые среды и мышление школьников: практика освоения языка в роботариуме.

Индастри6.jpg


Темой воркшоп #3 стала «Интеллектуальная роботроника: взгляд в будущее», модератором которого выступил д.т.н. Пряничников В.Е. Обсуждалось использование Интернет-технологий для дистанционного обучения работе с мехатронными и робототехническими устройствами. Совместные разработки и внедрения роботов: Кука, Роботино, АМУР, Андроидные системы. Интернет-мосты с партнёрами из Университетов Германии, Австрии, России и Хорватии. С бинарными докладами на воркшопе выступили: Григорьева А.В., руководитель межпредметного сообщества педагогов школы 1631- « Молодежная научная школа «Ителлектуальной роботроники»; Эприков С.Р.(Станкин), Пряничников В.Е. (МИНОТ РГГУ, МЛ «Сенсорика», ИПМ им.Келдыша РАН, д.т.н), Хелемендик Р.В. (ИПМ им.Келдыша РАН, к.фм.н) - «Технологии многоагентного управления роботариумами и производственными ячейками с автоматическим разрешением логических противоречий»; Кирсанов К.Б. (МИНОТ, МЛ «Сенсорика»), Давыдов Д.В. (ИПМ им.Келдыша РАН) Плетенев П.Ф. (ИПМ им.Келдыша РАН, МГТУ Станкин) - «Удаленное программирование интеллектуальных систем и интеграционный софт»;Арыскин А.А. (Станкин), Ксензенко А.Я. (Станкин, зав.лаб.,к.т.н), Прысев Е.А. (ИПМ им.Келдыша РАН, МИНОТ) - «Промышленные системы автоматики с дистанционным доступом - основа индустрии 4.0.»; Давыдов О.И. (МЛС, к.т.н), Кий К.И. (ИПМ им. Келдыша РАН, к.фм.н) Пряничников В.Е. (ИПМ им.Келдыша РАН, МИНОТ РГГУ) «Макетирование сервисных/учебных роботов, манипуляционных и зрительных систем».

Индастри7.jpg


Воркшоп #4 «Робототехника для науки, образования и развлечений» был посвящен мобильным робототехническим устройствам модульной конструкции для решения широкого круга задач социума. Широкое обсуждение вызвали вопросы применения образовательной робототехники на базе игровых конструкторов и применение робототехнических систем в быту. Модератор воркшопа – профессор, д.т.н. Андреев В.П. В процессе обсуждения были заслушаны доклады: Андреев В.П. - "Организация дополнительных занятий по робототехнике для школьников старших классов – предподготовка к профессии специалиста-робототехника"; Пешков А.А., тьютор Lego Education - "Развитие креативных способностей детей с использованием робототехнических наборов Lego Education"; Вирич Ю., ведущий специалист Lego Education - "Вдохновенный прыжок от Лего-моделирования к фантастическим возможностям будущего"; Ким В.Л., магистрант МГТУ «СТАНКИН» - "Модульные мобильные роботы – современное направление развития мобильной робототехники"; Плетенев П.Ф., магистрант МГТУ «СТАНКИН» - "Умение программировать – необходимое условие для будущей профессии"; Тарасова В.Э., магистрант МГТУ «СТАНКИН» - "Обучение школьников использованию различных сенсоров в мобильной робототехнике на примере УЗ-датчика расстояния ".

Индастри8.jpg


Воркшоп #5 «Техника, технологии и методика трёхмерной визуализации инженерного, естественно-научного и гуманитарного образования» проходил в Центре технологической поддержки образования РГГУ. В нем приняли участие специалисты в области технологий трехмерного отображения. На заседании были показаны примеры успешного применения систем трёхмерной визуализации в школах и вузах; программно-аппаратные комплексы от простейших до визионариумов; обсуждались психофизиологические аспекты восприятия 3D стерео; демонстрировались технологии виртуальной и дополненной трёхмерной реальности. На воркшопе выступили: Кувшинов С.В., директор МИНОТ РГГУ - «Цифровые производственные технологии: от идеи к воплощению»; Кузнецов В.А., генеральный директор компании «Хопер» - «Мобильный визионариум - технические решения 3D визуализации в школе»; Карбанов В.Н., ведущий специалист компании Telemetrics - «Распределенная трехмерная виртуальная студия образовательных учреждений на базе решения Infinity Set 3 D компании Brainstorm»; Раев О.Н., зав. кафедрой аудиовизуальных технологий ВГИК - "Школьное экспериментальное кино на Международном 3D-стерео кинофестивале - взгляд эксперта"; Наровский В.М., учитель физики НОУ "Логос М" - "Трехмерная визуализация на уроках физики в средней школе"; Холодкова В.С, коммерческий директор компании Eligovision -"Дополненная реальность на практике: опыт внедрения технологии в систему школьного и дополнительного образования".

Индастри9.jpg




©  Российский государственный гуманитарный университет, 1996–2017